Общество потребления: документальные фильмы
«Общество потребления» — широко распространенная метафора для описания состояния современного общества, характеризующегося индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства, распространением «массовой культуры», абсолютизацией материальных потребностей человека и приданием потребительству статуса высшей ценности.
Понятие «общество потребления» связано с социально-экономическим и культурным феноменом, окончательно стабилизировавшимся в развитых странах во второй половине XX века. Это не философская категория, а скорее социально-теоретическая и экономическая. Хотя популярность самого понятия связана, в частности, с работой Жана Бодрийяра «Общество потребления. Его мифы и структуры», появившейся в 1970 году, оно отсылает прежде всего к социально-экономическому явлению, а не к определенной интеллектуальной традиции.
К теории потребления
В современной цивилизации не существует рационального потребителя, самостоятельно осуществляющего свой выбор. Индивидуальный, продиктованный реальными потребностями выбор иллюзорен — он продиктован самой структурой общества потребления, придающей значение не предметам, а абстрактным ценностям. Потребности производятся вместе с товарами, которые их удовлетворяют. В основе выбора товара лежит стремление к социальному отличию, и, поскольку поддержка таких отличий есть жизненное условие существования современной цивилизации, потребность всегда остаётся неудовлетворенной. Социальная обеспеченность, «счастье» становятся императивами общества потребления, которое не поощряет пассивность и экономность, поскольку за ними следует утрата потребительской способности.
Массово-информационная культура
Отношение массовой культуры к традиционной культуре аналогично отношению моды к предметам. Как в основе моды лежит устаревание предметов, так в основе массовой культуры лежит устаревание традиционных ценностей. Массовая культура, таким образом, изначально создаётся для недолговременного использования, она есть среда, в которой сменяются знаки. Её императивом становится требование актуальности, современности, функциональной пригодности для человека-потребителя. Развитие средств коммуникации приводит к утрате символической основы в человеческом общении. На смену индивидуальности, живой культуре приходит ритуализация бессмысленных знаков, не имеющих содержания. Формируется некий минимум таких знаков, обязательный для каждого «культурного» человека. Бодрийяр определяет этот минимум как «наименьшую общую культуру», которая выполняет в массовом сознании роль «свидетельства культурного гражданства».
Атрибутом мира потребления является китч — никчёмный предмет, не имеющий сущности, но характеризующийся лавинообразностью распространения, имеющей классовую природу. Потребление предмета-китча есть симулятивное приобщение к моде, покупка отличительного признака.
Поп-арт рассматривается Бодрийяром как двусмысленное явление — он есть одновременно порождение общества потребления и выражение его механизма. Изображая видимую реальность, поп-арт не способен заглянуть за её знаки, и, таким образом, он не имеет отношения к традиционному искусству, никогда не превращавшемуся в объект и потому никогда не «потреблявшемуся». Поп-арт может быть искренним, может быть результатом подлинного вдохновения, но в вместе с тем он не может избавиться от своего объектного статуса, который ему придаёт неуязвимая для его создателей структура культурного производства. Поп-арту изначально присущ коммерческий смысл, таким образом, его возможная искренность никогда не доходит до человека. Более того, сам человек не может не выступать потребителем по отношению к нему.
Средства массовой информации отражают и закрепляют тоталитарный характер общества потребления. Суть этого тоталитаризма состоит в «гомогенизации» событий, приданию им равноправия перед восприятием потребителя. СМИ убивают живое содержание мира, извлекая из него лишь события, содержание которых, в свою очередь, сводится уже лишь к бесконечной отсылке друг на друга. На основе такого отношения к подлинной действительности СМИ формируют «неореальность», не имеющую категорий истинности и ложности. «Неореальность», в создании которой также участвует реклама, состоит из «псевдособытий», возникновению которых не предшествует ничья цензура. Реклама не призывает к анализу достоверности своего содержания, а требует веры в себя. В этом смысле она имеет пророческий характер.
Тело — самый прекрасный объект потребления
Общество потребления вводит культ тела, чем устанавливает фетишизацию не только мира, но и самого человека. Оно принуждает человека манипулировать своим телом, делать из него инструмент устранения социальных различий. Традиционные понятия красоты, эротичности заменяются функциями — они подсчитываются как статьи потребительской способности. Тело становится упрощённым аналогом души — его нужно «найти», «открыть», «познать» и «спасти». Оно становится объектом современной мифологии и, в сущности, не является больше материальным. Тело — это объект потребления, наряду с обладателем его потребляют медицина и модные журналы. Связанная с ним сексуальность вгоняется в заданные стандарты и тем самым коммерциализуется, становится элементом системы производства. Признаком этого является искусственная сексуализованность предметов, повышающая их функциональность в качестве предметов потребления.
Драма досуга, или невозможность убить своё время
Время имеет потребительскую стоимость. Оно не может быть истинно свободным, поскольку его свобода предусмотрена и подсчитана структурой общества потребления. В традиционном смысле время исчезает — его деление на свободное, приятно или плохо проведённое больше не является фундаментальным критерием его различения. Время гомогенно в своём статусе элемента производства. Досуг есть не более чем время восстановления работоспособности. Люди стали «отходами денег и времени». В обществе потребления — время невозможно убить, его нельзя потратить вне системы потребления.
Мистика заботы
«Под солнцем заботы загорают современные потребители». Оберегающий, предусмотрительный и заботливый облик общества потребления есть не более чем его защитный механизм, скрывающий «глобальную систему власти, опирающуюся на идеологию щедрости, где „благодеяние“ скрывает барыш». Бессимволичность, опредмеченность отношений между людьми компенсируется знаками участия и доброжелательности. Услужливость, раболепство, идеология дара — это систематические факты современного общества, которые скрывают реальные экономические механизмы. Эти факты обязывают потребителя считать себя больным, неполноценным, нуждающимся в помощи со стороны глобальной системы услуг. Отношения между людьми являются результатом производства, их природа тоталитарна. Человек обязан персонифицироваться, слиться с предназначенной ему ролью, он обязан уметь выжить при ускоряющихся темпах производства: «Мобильность — свидетельство моральности».
Аномия в обществе изобилия
При видимом изобилии возникает косвенный культ насилия как своего рода предохранитель, переключающий человека с размышлений о свободе на размышление о счастье. Изобилие обволакивает человека и с неизбежностью ставит его перед новой моралью, которая не является следствием прогресса. При таком положении вещей появляется новый тип насилия, являющийся компенсацией изобилию и своего рода доказательством его неустойчивости. Другими доказательствами являются постоянная усталость и депрессия, ставшие как раз следствиями изобилия, упрощения, автоматизма современной жизни.
Документальные фильмы по теме:
1. Дети-потребители: Коммерциализация детства (2008)
Фильм пытается пролить свет на работу безжалостной многомиллиардной маркетинговой машины, которая в наше время продает детям и их родителям все, начиная с вредного фаст-фуда и жестоких видеоигр и заканчивая фиктивными образовательными программами и автомобилями для семей, страдающих ожирением. Профессионалы среди работников здравоохранения, защитники детей и инсайдеры индустрии делятся своим мнением относительно резкого роста детского маркетинга при отсутствии госконтроля, показывая, как молодежные маркетологи используют последние достижения в психологии, антропологии и неврологии для трансформации детей Америки в одно из самых мощнейших и прибыльных народов-потребителей в мире.
2. Корпорация (2003)
Канадский документальный фильм по сценарию Джоэла Бакана, снятый режиссерами Марком Акбаром и Дженнифер Эббот. Картина рассказывает о корпорациях, их появлении, устройстве и влиянии на нашу жизнь. Авторы фильма задаются вопросом: если рассматривать корпорации как тип человеческой личности, то что мог бы сказать психиатр о такой «личности» и её поведении? Аспекты этой проблемы разбираются на конкретных примерах из истории взаимоотношений корпораций с обществом.
3. Двойная порция (2004)
Скандальный и провокационный документальный фильм, рассказывающий о роли «Макдональдса» в массовом ожирении американцев. Картина стала полнометражным дебютом американского режиссера-документалиста — хулигана и провокатора Моргана Сперлока, который вскрывает в картине самые неприглядные факты об известных корпорациях. Фильм был номинирован на премию «Оскар» в категории «лучший документальный фильм» и получил восторженные отзывы критиков и зрителей.
В качестве реакции на фильм, который стал хитом в США, корпорация McDonald’s объявила о решении до конца 2004 года снять с производства и продажи в своих отделениях в США порции «Supersize» — торговый символ сети.
4. История вещей (с Анни Леонард) (2007)
Казалось бы, что можно нового сказать об обществе потребления? Но, возможно, новое говорить и не нужно, нужно сказать по-новому. В этом 20-минутном анимированном документальном видеофильме Анни Леонард расскажет вам об основных этапах модели жизненного цикла потребительских вещей: заготовке материалов, производстве товаров, об их продаже, потреблении и утилизации. В повествовании будут освещены «темные стороны» данной модели, и будет рассказано об их связях друг с другом, и их влиянии на человека, общество и нашу планету в целом.
5. Величайший фильм из всех когда-либо проданных (2011)
О брендах, рекламе и продакт-плейсменте. В документальном фильме знаменитого Моргана Сперлока рассказывается, как делаются огромные деньги на рекламе и продакт-плейсменте, как при помощи фильмов, сериалов и ТВ-шоу продвигаются бренды, кто всем этим занимается, сколько стоит такое продвижение, как относятся к этому люди и насколько такое продвижение эффективно. Авторы фильма постарались в полной мере раскрыть зрителю все аспекты этого бизнеса.
6. Заговор вокруг лампочки или «Купить, выбросить, купить» (2010)
Документальный фильм рассказывает о таком понятии, как «запланированное устаревание товаров» — одном из малоизвестных механизмов движущих обществом потребления. Застарелый конфликт между производителями и потребителями продукции в современном обществе — тема данного популярного фильма Козимы Данноритцер. Суть его заключается в том, что производители намеренно сокращают срок службы выпускаемых товаров, заставляя потребителей почаще наведываться в магазин. В противном случае производство станет просто нерентабельным. Вот, почему наши лампочки перегорают так часто (и не только лампочки).
7-10. BBC: Век эгоизма / Столетие личности (2002) (4 серии)
Док. сериал о развитии технологии манипулирования общественным сознанием, использующей теорию психоанализа Зигмунда Фрейда. Это история о становлении идеи, которая стала доминирующей в нашем обществе. Идеи о том, что самое главное в жизни – удовлетворение своих желаний.
Идеи Фрейда распространились по всей Америке в 50-х годах двадцатого века, не без усилий его дочери Анны и племянника Эдварда Бернейса. Оба они верили, что в основе каждого человеческого существа находится скрытое иррациональное начало, которое необходимо контролировать – как для блага самого человека, так и ради стабильности общества. Сегодня имя Бернейса мало кому известено, но его влияние на 20 столетие было почти таким же значительным, как и его дяди. Он сделал теории Фрейда центральным стержнем рекламы и маркетинга. Эдвард Бернейс впервые показал американским корпорациям, как они могут заставить людей желать вещи, в которых они не нуждаются, связывая массовое производство товаров с подсознательными желаниями. Исходя из этого, появилась новая политическая идея о контроле масс. Удовлетворяя внутренние человеческие желания, людей делали счастливыми. Стоящие у власти теперь контролируют сознание людей, не подавляя их бессознательное начало, а потакая их бесконечным желаниям.
Серии:
Часть 1 – Машины счастья
Часть 2 – Конструирование согласия
Часть 3 – В твоей голове сидит полицейский, которого нужно уничтожить
Часть 4 – Вся власть Хомячкам